Методика обучения дошкольников среднего возраста рассказыванию по картине

http://www.copywriter.idhost.kz/images/2uou.jpg

Картинам как фактору умственного развития ребенка должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни. Мы уже знаем, какое громадное значение имеют опыт и личное наблюдение ребенка для развития его мыслительной способности и речи. Картины раздвигают поле непосредственного наблюдения. Образы, представ­ления, ими вызываемые, конечно, менее ярки, чем те, ко­торые дает реальная жизнь, но, во всяком случае, они несравненно более ярки и определенны, чем образы, вызываемые голым словом. Видеть жизнь во всех ее проявлениях собственными глазами нет никакой возможно­сти. Потому-то картины так ценны и значение их так велико.

Рассматривание картин в раннем детстве преследует тройную цель:

1) упражнение способности к наблюдению;

2) поощрение сопутствующих наблюдению интеллек­туальных процессов (мышления, воображения, логическо­го суждения);

3)  развитие языка ребенка.

Большинство восприятий ребенка становится его достоянием, пройдя через его моторную сферу, его деятель­ность. Одни лишь картины специально предназначены для того, чтобы поощрять развитие спокойного, немоторного созерцания.

Занятиям с детьми по картинам принадлежит в методике развития речи детей первенствующее место. Свои переживания ребенок охотно претворяет в речь. Эта потребность является пособником в деле развития его языка.

Составление сюжетных рассказов по картине

В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по картине.

1. Описание предметных картин — это связное после­довательное описание изображенных на картине пред­метов или животных, их качеств, свойств, действий образа жизни.

2. Описание сюжетной картины — это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет).

3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин. По существу ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овла­девают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.

4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине (условное название), по определению К. Д. Ушинского, «рассказ, последовательный во времени». Ребенок придумыва­ет начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины И передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

5. Описание пейзажной картины и натюрморта, навеянное настроением, часто включает элементы повествования.

Средний дошкольный возраст характеризуется становле­нием монологической речи. На этом этапе продолжается обучение описанию предметных и сюжетных картин. Про­цесс обучения и здесь идет последовательно. Рассматрива­ются и описываются предметные картинки, проводится сравнение изображенных на картине предметов и живот­ных, взрослых животных и их детенышей (корова и лошадь, корова и теленок, свинья и поросенок).

Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчива­ющиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети. Постепенно дети подводятся к связному последовательно­му описанию сюжетной картины, в основе которого пер­воначально лежит подражание речевому образцу.

Для рассказывания даются картины, которые рассмат­ривались в младшей группе, и новые, более сложные по содержанию («Медвежата», «В гости к бабушке»).

Составление творческих рассказов по картине
Творческие рассказы — условное название рассказов, кото­рые дети придумывают. Дети способны создать на основе накоп­ленных впечатлений сказку или реалистический рассказ. Разви­тие воображения у детей — одна из задач воспитания. В детском саду имеются самые благоприятные условия для развития твор­ческого воображения в играх, в изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), в конструировании.

Придумывание рассказов доступно детям старшего дошколь­ного возраста, когда они приобрели умение связно излагать свои мысли, когда они накопили уже некоторый жизненным опыт. Умение придумывать рассказы приобретается детьми тоже в процессе обучения. Приемы обучения: указания к составлению рассказа и образец — рaссказ воспитателя, но для решения новой задачи-развития вооб­ражения-нужны дополнительные приемы. Чтобы дать направле­ние деятельности воображения детей, им предлагается конкрет­ная тема, близкая жизненному опыту детей и содержащая в себе завязку сюжета: «Как Катя потерялась в зоопарке», «Приключе­ние новой куклы в детском саду». Полезно дать несколько воз­можных вариантов развития сюжета. Это облегчает детям понимание поставленной перед ними задачи и развивает воображение.

Хорошим упражнением для развития воображения детей яв­ляется придумывание конца рассказа, начало которого сооб­щает воспитательница. Она указывает, что каждый должен при­думать конец по-своему.

Проблема обучения дошкольников творческому рассказыванию становится реально решаемой, если педагог, предъявляя детям новую картину, затем целенаправленно отрабатывает с ними мыслительные операции по анализу картины как целостной системы и изображенных на ней отдельных объектов.

Модель работы с картиной как целостной системой

1. Выделение объектов, изображенных на картине.

2. Установление взаимосвязей различного уровня между объектами.

3. Представление объектов с точки зрения их восприятия различными анализаторами.

4. Описание изображенного средствами символической аналогии.

5. Представление объектов в рамках времени их существования.

6. Восприятие себя на картине в качестве объекта с заданной характеристикой.

Главная сложность организации и проведения такой работы с детьми 4-7 лет заключается в том, что у них еще не сформированы классификационные и системные умения работы с конкретным объектом. Поэтому необходимо параллельно осуществлять работу в данном направлении с любым (не обязательно со всеми) объектом, изображенным на этой же картине.

Основные операции анализа объекта

1. Выбор основной (возможной) функции объекта.

2. Перечисление составляющих объекта по принципу «матрешки».

3. Обозначение сети взаимосвязей одного объекта с изображенным на картине.

4. Представление «жизни» объекта на временной оси.

Представленная модель может служить основой для построения педагогических технологий при обучении детей  описанию пейзажной или предметной картинки.

Составление описательных рассказов по картине

В средней группе становится возможным составление деть­ми небольшого связного повествования, так как в этом возра­сте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность.

Детей среднего дошкольного возраста учат составлять глав­ным образом описательные рассказы как по предметным, так и по сюжетным картинам.

Рассказывание по картине проводится по вопросам и образ­цу рассказа воспитателя. Первое время многие дети почти до­словно повторяют предложенный образец, но постепенно в их рассказах все чаще начинают появляться элементы творчества.

В конце года, если дети научились рассказывать по образ­цу, задания можно усложнять, подводя дошкольников к само­стоятельному рассказыванию. Так, воспитатель дает образец рассказа но одной картине, а дети рассказывают по другой (ис­пользуются, например, картины из серии «Наша Таня»). Мож­но ввести рассказывание по плану. Например, по картине «Та­ня и голуби» предлагается такой план: расскажите, где гуляет Таня. Что она делает? Во что играет? Что видно за забором? и т. п.

В связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется речь, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. К рассказам детей предъявляют более высокие требования: точная передача сюжета, использование разнообразных языковых средств. Рассказ-образец дается для обобщенного подражания, а не для простого воспроизведения. Используются литературные образцы. В некоторых случаях бы­вает целесообразным просто подсказать детям возможный сю­жет или же наметить основные этапы его развития.

Меняется роль воспитателя — он уже не принимает непо­средственного участия в составлении рассказов, а только руко­водит деятельностью детей, вмешиваясь лишь в случае необхо­димости.

В работе с дошкольниками широко используют­ся серии сюжетных картин для составления рассказов с завяз­кой, кульминацией, развязкой. Сюжеты могут быть самыми раз­ными («Как еж спас ежонка», «Медвежонок на прогулке» и др).

Очень важно учить детей не только видеть то, что изобра­жено на картине, но и воображать предшествующие и после­дующие события. В таких случаях воспитатель ставит ряд воп­росов, которые как бы намечают сюжетную линию, выходящую за пределы содержания картины. Придумывая начало или конец к изображенному, ребенок приобретает умения, необходимые для самостоятельного рассказывания.

Интересно проходит составление коллективного рассказа. Одни ребенок придумывает, что происходило с персонажами раньше, другой описывает события, изображенные па картине, третий — последующие действия, поступки героев и чем закончи­лись их приключения. На таких занятиях необходимо воспитывать у детей умение оценивать рассказы (и содержание, и фор­му) друг друга, подмечать удачные слова и выражения, точно отражающие содержание картины или метко характеризующие события, поступки персонажей.

Одну и ту же картину можно использовать в течение года несколько раз, но при этом педагог должен ставить разные за­дачи, постепенно усложняя их. Когда дети будут достаточно сво­бодно владеть навыками рассказывания, им можно предложить две или несколько картин (знакомых или совсем новых) для составления рассказа по любой из них на выбор (например, картинки на тему «Наш участок зимой и летом»). Это дает возможность каждому ребенку выбрать наиболее интересный для него или же наиболее доступный сюжет.

Детей дошкольного возраста необходимо учить за­мечать в картине детали: фон, пейзаж, состояние погоды, вклю­чать в своп рассказы описания природы.

Развитие связной речи на занятиях по картине занимает центральное место, но вместе с тем очень важно сочетать эту задачу с другими речевыми задачами: обогащением и активи­зацией словаря, формированием грамматического строя речи. Так, например, в беседы по содержанию картины можно вклю­чать различные грамматические и лексические упражнения. В результате таких упражнений рассказы детей станут красочнее, обогатятся разнообразными описаниями (времен года, погоды, персонажей и т. п.).

Рассказывание из личного опыта

Рассказы о впечатлениях из опыта опираются в основном па материал, воспринятый, осмысленный ребенком и сохраненный его памятью. В основе их лежит работа памяти и воссоздающего воображения. Это рассказы о тех событиях, свидетелями или участниками которых были сами дети.

Рассказы из опыта обычно живы, искренни и эмоциональны, но недостаточно связны и последовательны. Жизненные впечатления детей сложны и многообразны и поэтому часто ребенок, говоря о происшедшем с ним собы­тии, воспроизводит его довольно специфично. Как отмечала Л.Л. Пеньевская, ребенок может начать свой рассказ не с того, что было раньше, а с того, что психологически сильнее на него подействовало. Структура рассказа часто определяется эмоциональными мотивами. Например, рассказы о новогодней елке начинаются с описания появле­ния Дела Мороза или сюрпризного момента.

Рассказывание из опыта отличается тем, что ребенок хорошо знает то, о чем он говорит. Сложность, однако, в том, что в процессе рассказывания у детей возникают но­вые ассоциативные связи, один образ вызывает другой. Это обстоятельство нарушает логику и последовательность из­ложения, мешает связному рассказыванию. Возрастают си­туативные элементы в речи.

Рассказы из опыта имеют большое значение для разви­тия мыслительных и речевых способностей ребенка, для проявления его индивидуальности. Дети учатся использовать, спой жизненный опыт и выражать свои Наблюде­ния, впечатления и переживания в связном повествова­нии. У них формируется умение понятно, четко, связно, последовательно излагать свои мысли без опоры на Нагляд­ный материал.

Умение рассказывать о впечатлениях из Опыта приобре­тается в значительной степени в практике повседневного общения ребенка с окружающими, но главным образом в процессе обучения, т.е. на занятиях. Основой для этого вида рассказывания служит содержательная, интересная повсе­дневная жизнь детей: Наблюдения, экскурсии, прогулки, праздники, игры, интересные события.

Обучение рассказыванию из опыта программа реко­мендует начинать со старшей группы. Но мы считаем целе­сообразным наминать такое обучение гораздо раньше. Уже на четвертом году жизни детей можно учить развернутому изложению мыслей в форме коротких сообщений с помощью вопросов воспитателя. В средней группе детей учат рассказывать по вопросам и образцу воспитателя, а в стар­ших группах — самостоятельно рассказывать о том, что они видели, и что с ними происходило.

Структура занятия

На всех занятиях с использованием картин перед воспитате­лем прежде всего стоят следующие задачи:

1) учить детей рассматривать и правильно понимать содержа­ние картины;

2) воспитывать чувства детей, т. е. вызывать правильное от­ношение к тому, что нарисовано;

3) расширять запас слов у детей, чтобы они могли свободно и уверенно называть изображенное художником.

Занятие по картине, которую дети видят впервые, начина­ется с беседы. Цель такой беседы — подвести детей к правиль­ному восприятию и пониманию содержания картины и в то же время научить их отвечать па вопросы.

В беседе по картине вопросы воспитателя — основной прием обучения. Своими вопросами воспитатель должен направлять внимание и мысль детей последовательно от одной части карти­ны к другой, от одной детали к другой; вопросы воспитателя подводят детей к выводам о взаимоотношениях действующих лиц, о взаимосвязях действий и условий; благодаря вопросам воспитателя дети приучаются видеть главное и детали, имеющие существенное значение. Вопросы воспитателя должны быть мак­симально конкретными; с этой целью полезно вопрос сопровож­дать показом той части пли той детали картины, о которой идет речь.

Занятия по картине проводятся таким образом. Когда дети займут свои места, воспитатель вывешивает картину так, чтобы всем детям она была хорошо видна. Первые минута-две прохо­дят в молчаливом созерцании картины, которое может преры­ваться негромкими возгласами детей, выражающими свои пер­вые впечатления и чувства. Затем воспитатель предлагает всем детям посмотреть на одну из частей картины: «Дети, посмотри­те вот сюда» — и задает вопросы о действующих лицах, о том, что они делают, какие они. Когда исчерпано содержание этой части картины или когда рассмотрели одну группу действующих лиц, нужно перейти к рассмотрению следующей части картины. Такая постепенность способствует воспитанию целенаправленно­го внимания, учит наблюдать, в результате чего у детей создаются отчетливые представления. Беседа воспитателя с детьми по картине носит живой, непринужденный, но в то же время орга­низованный характер обмена мнениями и впечатлениями. Это может быть в том случае, если дети почувствуют заинтересован­ность воспитателя картиной. В такой беседе вполне уместны краткие ответы детей наряду с развернутыми.

В средней группе после такой беседы по картине, когда картина рассматривается по частям, воспитатель объеди­няет все высказывания детей в связный рассказ и тем самым воссоздает у дошкольников цельное представле­ние о картине.  Кроме того, с помощью картины педагог воспиты­вает у детей различные чувства; в зависимости от содержания картины это может быть интерес и уважение к труду, любовь к родной природе, сочувствие к товарищам.